Шамсутдинов К.Т.

Философия

май 1992

Что такое лень

Слово лень обозначает физическое ощущение нежелания делать какое-то дело. Заметим отличие этого понятия от того, когда человек считает, что ему лучше что-то не делать в данный момент, при этом не испытывая физического нежелания это делать. Чувство лени по своей природе близко, например, к нежеланию есть перловую кашу, предпочитая ей гречневую, и оно так же может оказаться обманчивым или несправедливым. Это такое же физическое ощущение, как и интуитивное чувство, когда, положив на весы все аргументы за и против, иногда нечетко сформулированные, человек выбирает один из вариантов. И так же, как и в этом случае, на это чувство влияют мысли человека. То  есть, когда не хочется что-то делать, то под воздействием   различных мыслей, чувство физиологической нежелательности может исчезнуть или отойти на второй план.

Взаимосвязь мысли и чувства – одна из основополагающих черт в природе человека. Чувство носит характер непосредственного воздействия на человека, которое происходит, отчасти, независимо от него и, возможно, отчасти, независимо вообще от любых видимых причин. Мысль – последовательность слов или образов, которую можно беспрепятственно развивать в любом направлении. Сами слова, как знаки, не оказывают непосредственного влияния на физическое состояние человека, однако, смысл, заложенный в эту мысль, может изменить чувства.

Чувства не только приносят человеку удовольствие или страдание, или являются индикатором его физического состояния, они для него в какой-то степени – истина в последней инстанции. В то же время они могут оказаться не совсем правильными, противоречить друг другу и здравому смыслу. Эта ситуация самая трудная для человека, когда он не чувствует истины и жизнь ему может показаться противоречивой. Как же тогда быть, и в чем истина?

Постараюсь кратко ответить на этот вопрос. Обстоятельства, в которые люди попадают, их мысли и чувства могут иметь глубокий смысл, а, с другой стороны, быть только стихийной силой, с равной вероятностью благоприятной и неблагоприятной. Все это – поприще для жизни человека, который имеет что-то самое важное, что не зависит от того, насколько ситуации, в которые он попадает – тяжелые, легкие или противоречивые, а зависит только от того, насколько хорошо он себя в них ведет. По сути дела, человек должен спокойно продолжать жить в ситуации, в которой он находится, поступая как можно лучше. Приведу пример, может быть, не часто встречающийся, но простой. После сна в жарком месте, человек иногда просыпается в совершенно разбитом состоянии, ничего хорошего в жизни он не чувствует и весь мир ему кажется как бы перевернутым вверх   дном. Но если он встанет, умоется и начнет что-то спокойно делать, то довольно скоро все встанет на свои места.

Кажется, что по своим возможностям, человек мог бы успевать делать очень много физической и интеллектуальной работы, и даже если ему нужно было уделять время еще на что-то, то он мог бы сначала быстро сделать всю “необходимую” работу: то, что ему задано, что он должен сделать по работе или вообще по обеспечению материальных благ, а затем, в оставшееся время делать все остальное, тем более что этого времени может остаться очень много. Но жизнь не дает   действовать так прямолинейно, волей-неволей сбивает человека с беспрепятственного пути, ставит перед ним трудности, противоречия. Жизнь имеет другой смысл, чем делать физическую и интеллектуальную работу, которые, на мой взгляд, в полной мере может выполнять машина, искусственный интеллект.

Человек обычно может сделать гораздо меньше, чем его возможности как механизма, но его способность делать что-то дается ему как дар, как вдохновение и он получает от этого удовольствие, которое, конечно, не испытывает никакой автомат.

Часто “лень” вызвана неспособностью делать какое-то дело или его очень малой эффективностью. Это состояние подчас бывает временным или вызванным трудностью самих обстоятельств, например, тяжело разобраться в чужом конспекте по сложному предмету, который был написан с ошибками и без понимания. На это нужны особые способности. Поэтому, мне чаще всего не нравится слово “лень”. Но часто человек не ставит себе целью сделать что-то, например, хорошо подготовиться к экзамену, даже если у него будут на это способности или вообще как можно лучше, эффективнее делать любое свое дело. И в этом случае о лени  лучше не говорить, так как причина его поведения более глубокая. Такой человек может во всю свою жизнь не додуматься до какой-то важной вещи, так и все человечество может до чего-то не дойти.

Один раз на семинаре по философии я спросил у нашей преподавательницы, почему мы не проходим таких важных вопросов, как, например, почему не хочется решать задание. Порой на самые важные вопросы нельзя нигде найти удовлетворительного ответа, в том числе и в христианской литературе.

 

сентябрь 95

Логические основы окружающего нас мира

Происходящие в этом мире явления (физические явления и ощущения человека) имеют причинно-следственные связи и расчленяются на отдельные события. Среди этих событий можно выделить более значимые - которые могут стать причиной большего количества событий и создающие богатство логических возможностей, и менее значимые. Физическая модель мира предполагает, что законы развития мира не учитывают значимость событий, просто происходит развитие материи по механическим законам. Но анализ ощущений человека и происходящих событий показывает, что имеется связь событий, учитывающая их значимость и их причинно следственные связи (1). Другими словами можно сказать, что все происходящее осмысленно, ничто не происходит просто так. Если считать, что в этом мире все происходит по каким-то законам (в отличие от религий, признающих внешние причины - влияние бога), то единственный вариант таких законов - логические законы. А именно, что события имеют логическую структуру и строятся по ней. Существует логическая материя, описывающая события и эта материя развивается по логическим законам (законам логических преобразований) (2). Таким образом, каждому событию или развитию какой-то идеи соответствует некоторый алгоритм, работающий в логическом мире, эти алгоритмы взаимодействуют друг с другом (3). Окончательное, действительно прочное понимание этого мира возможно при понимании законов логических преобразований логических структур, что является объектом математического исследования (такие законы могут быть только одними, их можно открыть абстрактно) - это задача  искусственного интеллекта (ИИ) (4). Но, чтобы эту задачу решить, нужно обладать достаточной мощью в этом мире, потому что, как будет показано ниже, работа над сложными задачами имеет побочные действия. Для этого нужна приблизительная философия, объясняющая этот мир (5). Как раз такая философия и предлагается.  

Дополнения к:

(1) Каждый человек согласен ли он с этим высказыванием или нет,  ощущает в каком-то виде эту связь и учитывает  ее в своих действиях.

(2) Законы физики тоже являются какими-то логическими конструкциями, возникшими в этом логическом мире, поэтому они в принципе могут изменяться какой-то логикой.

 

Перечислим действующие законы, закономерности и характерные явления.

Общие законы

(6) Форма переходит в содержание и наоборот. Форма явления в физическом мире переходит в логический мир, создает некоторый алгоритм, который начинает всесторонне поддерживать соответствующую идею. Наоборот - алгоритм в логическом мире создает физические явления. Человек, делая какое-то действие чисто механически, возможно пересиливая себя, все равно приводит соответствующие алгоритмы в действие.

 (7) Закон сокращенного развития. Все возможные логические преобразования, вывод различных следствий возможны в логическом мире, поэтому события в физическом мире иногда развиваются сокращенно по сравнению с характерными для этого мира законами.

(8) Рассчитанные, сконструированные события. Происходящие события иногда рассчитываются в логическом мире для осуществления каких-то целей, эти события как бы подгоняются друг под друга. Это невозможно при физической модели мира.

(9) Теоретически возможные события осуществляются. То, что возможно на логическом уровне, осуществляется с большей вероятностью, чем при физической модели, для того, чтобы проработать различные содержательные варианты.

(10) Принципиально сделать дело. Важным событиям уделяется особое внимание, они происходят с большей вероятностью, действует пункт 8.

(11) Стабилизация законов. Природа стремится стабилизировать удачные законы (алгоритмы) для проработки других проблем во избежание побочных эффектов, связанных с постоянным изменением всего.

(12) Дестабилизация законов. Происходит при действии сил, превосходящих силы, обеспечивающие 11 пункт, например, при действии 8, 9 или 10 пунктов.

(13) Побеждает более сильный алгоритм.

Качества более сильного и прочного алгоритма: (также относится к мощи человека в каком-то аспекте и мощи области знания)

(14) Сокращение и упрощение логического ядра. Нужно понимать, что некоторые из  действующих в логическом мире алгоритмов могут обладать ИИ, поэтому к ним применимы такие понятия как логическое ядро (логическая структура, из которой по быстрым механическим алгоритмам следуют все остальные детали каких-то знаний или логических структур).

(15) Увеличение внутренних связей в логическом ядре (способствует мощи логического ядра).

(16) Увеличение мощи логического ядра - Богатство возможностей, простых логических следствий.

(17) Алгоритмичность работы - возможность осуществлять широкий круг задач, работая по быстрым механическим алгоритмам.

(18) Возможность рассмотрения более простых ситуаций - для возможности восстановления ориентации в сложных задачах.

(19) Возможность восстановления одних связей по другим - дублирование методов, ведущих к одной цели, если один метод будет поражен, то можно воспользоваться другим. Связь с (15, 18).

Законы, связанные с человеком

(20) Чувство человека имеет связанную с ним логическую структуру - структуру событий и фактов, подразумеваемых этим чувством. Логика событий может порождать чувства (связь с 6). И, наоборот, генерируя в себе какие-то чувства (или мысли), человек может влиять на логику событий (связь с 6).

 (21) Побочные эффекты. Любые действия, мысли или чувства могут влиять на логику событий и из-за этого иметь побочные эффекты, выражающиеся в том, что начинают работу какие-то алгоритмы, способствующие развитию определенных способностей человека и вообще влияющие на события. Часто дела делаются с целью создания побочных эффектов. Иногда тяжело не делать, а думать и принимать решения, причем не из-за их логической сложности.

 

 

7.9.95

Лень

Лень - ощущение неприятности, нежелательности или неблагоприятности во время дела или при обдумывании этого дела или его последствий.

Рассмотрим зависимость того, что человек получает от дела в зависимости от времени. Будем оценивать это одним действительным числом, обозначающим разность положительных эффектов (удовольствие) и отрицательных (преодоление трудностей), обозначим его через “+”.

Начнем рассматривать процесс с момента начала обдумывания этого дела. Изображенная функция зависит от всех действий и мыслей человека в течение этого времени. Любой человек принимает решение делать дело, если по его оценкам он больше приобретет, чем теряет от этого. Правда, оценка может быть ошибочной или существуют образ поведения, позволяющий сделать “+” большим, чем по его оценкам. Многие люди стараются навязать другим свой способ действовать, так как у них другая оценка. Она может зависеть от знаний, заблуждений, способностей и их личных особенностей, в том числе, системы чувств.

Выводы.

1. Мысль - тоже действие.

2. Человек может получать информацию от чувств, а не только от мыслей.

3. Способность делать дела, связанная с отсутствием лени, зависит от знаний, опыта, природных способностей: врожденных или приобретенных, личных особенностей и т. д.

4. Чтобы получать положительные эффекты от какого-то дела приходится делать новые дела, прикладывать новые усилия.

5. Общение между людьми не всегда безопасно.

6. Существует какая-то связь между происходящими событиями и чувствами человека.

 

2.10.95

Тупик

Человек, попадая в эту жизнь, сталкивается с огромным количеством трудностей, но также чувствует интерес к ней, перекрывающий эти трудности. Это чувство интереса и удовольствия настолько сильно, что он стремится жить интересно, получая удовольствие. Естественно, что он ищет самый простой, непосредственный путь к этому.

Но оказывается, что чувство интереса не дает ему правильных ориентиров, не все, что хорошо вначале, хорошо в конце. Значит, жизнь гораздо сложнее, и чтобы жить, нужно жить полноценно, преодолевать трудности, расширять свои способности и знания, стараться разобраться в жизни. В силу каких-то причин, вероятно, из-за логических ошибок в сложной обстановке, человек, как правило, не идет до конца по этому пути. Каким же образом он все-таки выживает? Он продолжает искать легкий, непосредственный путь интересной жизни. Сталкиваясь с противоречиями, находит в себе недюжинные способности их сгладить, оказывая мощное влияние на жизнь, носящее характер искажения реальных событий. Но он это делает, не понимая что хорошо и что плохо, идя на поводу сиюминутного интереса. Эти способности влиять на ход событий сильным желанием осуществления чего-то связаны с логической структурой этого мира. Человек с рождения владеет ими инстинктивно, затем он их развивает. Простейший механизм работы этих способностей следующий. Делом, мыслью или чувством человек развивает какую-то идею, развитие которой переходит в логический мир и затем влияет на ход всех событий. Этот способ не совсем полноценный, так как не контролируется до конца человеком, а осуществляется природой.

В результате таких действий жизнь становится чудесной и запутанной, теряется понятие истины. Но человек не может изменить всю логику жизни, жизнь начинает предъявлять свои требования, трудности возобновляются (например, связанные с жизнеобеспечением). Вместо полноценного их решения человек пользуется грубыми методами, на большее он не способен, так как он засорил себя ложью и не имел истинного развития.

Правда, какие-то люди дальше продвигаются в своих способностях, идя по пути интереса (вспомните, что для способности влиять на ход событий нужно хорошо уметь делать, думать и чувствовать). Они предлагают свои услуги обществу, но не в раскрытии механизмов, по которым работают способности, и не столько в разрешении фактических проблем, сколько в создании ими рассчитанной атмосферы событий, мыслей и чувств. Причем, все это происходит не гласно, так как логически уже ясно, что это не является явным добром. Возникает новый, третий виток трудностей, создаваемых жизнью. Так как вышеописанный путь не является действительно мощным, потому что не ищется адекватное понимание жизни, то в природе развивается идея противодействия этому пути. На людей начинают сваливаться трудности, например, связанные с логикой и со здоровьем, превосходящие ожидаемые и выше могучих способностей этих людей. В результате человек погибает. А все развивалось следующим образом: начиналось с логических ошибок, затем использование лжи для осуществления каких-то целей, захват ложью всего человека: его мыслей и чувств, потеря элементарных способностей, потеря истинного интереса к жизни, прекращение активных действий по жизнеобеспечению. Защищая свою линию поведения, такой человек противоборствует развитию истинного интереса к жизни. При этом учитываются интересы толпы, ловится из воздуха информация о преобладающих силах. Способности этих людей не развиты полноценно, поэтому они более пригодны для деструктивной деятельности, сбития с толку, не видят истинных ценностей и возможностей. Вот почему цель, достижимую с помощью таковых, они считают невыполнимой и неправильной и препятствуют ее осуществлению.

 

12.10.95

Любовь к математике

На самом деле будет рассмотрен более широкий вопрос - взаимодействие какого-либо занятия человека с его чувствами. Чувства могут поощрять или не поощрять это занятие, успешный ход дела может возбуждать положительные эмоции, неуспешный - отрицательные. В каком случае нужно искать интерес к какому-либо делу, искать тот момент и подход, когда возникнут благоприятные чувства, а в каком - просто пересилить себя и как это сделать?

Чувство, способствующее занятию каким-то делом создает природа или другой человек при развитии каких-то идей в логическом мире. Так как к настоящему времени произошел огромный процесс эволюции, то следует ожидать, что алгоритмы, по которым у человека возникают чувства, поддерживают что-то разумное (не разумное вымерло бы). Но, все-таки, часть из этих алгоритмов (тоже сформированных эволюцией) являются стопорящими, предотвращающими опасное развитие человека без соответствующей его разумности. Значит, надо использовать правильные чувства для ориентировки в том, что лучше делать в данный момент и для поддержки этого дела, становиться более разумным, лучше во всем ориентироваться, тогда преодоление трудностей будет более легким.

Интерес к математике побуждает человека решать более сложные задачи, разрабатывать более эффективные методы, что полезно для дела. Но часто это требует более мощных способностей, при этом возникают отрицательные эмоции и всяческие трудности, препятствующие развитию этих способностей и занятию задачами, требующими их.

16.10.95

Трудности, как ориентирующее начало

Трудности заключаются в том, что человеку, чтобы разрешить какую-то неотложную проблему, нужно напрягаться, терпеть неприятные ощущения, находится на “пределе” своих возможностей или тратить ресурсы, необходимые для других важных дел. Большие трудности, как правило, ставят человека в ситуацию, когда почти неважно, что он делает, лишь бы эти трудности преодолеть (например, боль). Все другие проблемы отходят на второй план, ситуация упрощается, четко поставлена задача, которую нужно решить. Процесс решения задачи всеми силами человека может оказаться полезным для него, так как правильно ориентирует его в этом мире, заставляет функционировать более эффективно. С другой стороны, задача может оказаться неподходящей в данный момент времени и из-за этого требовать дополнительных ресурсов. Если человек достаточно подготовлен к трудностям, то любая ситуация будет для него средой для эффективного развития, поэтому вопрос о том, можно ли считать причины, создающие трудности, злом является неоднозначным. Правда, сами трудности или боль, то, что их приходится терпеть, является злом.

 

Способности, как функциональные связи

Проявление какой-то способности человека возможна при работе каких- то функциональных связей. Например, чтобы говорить, нужно, чтобы работала связь, которая по образу достает слова его выражающие, должна работать память, сохраняющая эти слова (назовем это тоже связью). Связи могут быть:

1. Управляемые человеком и не управляемыми. Он может контролировать работу какой-то связи, владеть механизмами, восстанавливающими эту связь.

2. Контролируемые другим человеком или природой. Один человек может контролировать способности другого человека, поощряя его в чем-то или не поощряя. Механизм контроля может работать по простому алгоритму, например, если человек напрягается, значит, он неправ, или по сложному (интеллектуальному), например, нельзя играться именно со спичками.

3. Видимой или не видимой. Человек может ясно видеть, как работает какая-то его способность во всех деталях, возможно, даже если он ею не управляет.

4. Заключающимися в каких-то знаниях или в материальных предметах.

Например, математика позволяет решить какую-то задачу (тоже функциональная связь), язык позволяет общаться, рассуждать, техника позволяет делать какие-то дела.

5. Неустойчивыми. Это полууправляемые способности, сваливающиеся на человека в какие-то моменты времени. Если он будет их всячески поддерживать и использовать, то на этой основе  можно сделать полезные дела, наладить более устойчивые связи (пункт 4).

6. Непрочными, неэффективными, медленно работающими, требующими больших ресурсов для поддержки. Когда для работы какой-то способности должно работать слишком много связей, для одной операции требуется много последовательных операций. Затрачиваемые ресурсы могут отниматься от более важных дел. Медленно работающие способности могут терять свой смысл.

 

Контекст связей

В данный момент времени у данного человека может быть свой алгоритм, по которому у него возникают чувства и способности в зависимости от ситуации и от его действий. Он попадает как бы в какой-то контекст восприятия ситуации и возможностей действия. Этот контекст может давать нравственные ориентиры или уничтожать их, давать точку опоры человеку в логических рассуждениях или в удовольствии от занятия наукой, музыкой, физической работой или не давать. Кроме того, контекст может быть связан не с чувствами, а с материальной обстановкой, ситуацией, в которую он попадает. То, что люди попадают в разные контексты, объясняет значительное различие в их поведении. Каждый человек вполне логично развивается в своем контексте. Различными действиями он может изменять контекст, в котором находится.

 

19.10.95

Добро и зло. Смысл жизни.

Человек в данный момент может стремиться осуществить какие-то цели. Цели присутствуют с начала жизни - избавиться от неприятного и идти навстречу приятному. Для их осуществления приходится производить различные действия, ставить вспомогательные цели, возможно, локально противоречащие приятному. Потом вспомогательные цели могут стать основными, человек может считать хорошим то, что создает в перспективе благоприятную обстановку для осуществления приятного. Ощущения приятного и неприятного, данные человеку от рождения, являются первичными ориентирующими факторами его формирующими, и как бы формулирующими для него правила игры. В последствии они могут не носить для него принципиального характера.

Добром можно считать то, что помогает осуществлять цели при логическом обобщении этой фразы. Злом - то, что мешает. Кроме того, некоторые чувства, например, приятного и неприятного могут носить характер добра и зла. Но справедливость этих соответствий относительна. Скорее добром являются чувства, логика которых ведет к добру. Соответственно, для зла. Хорошие чувства могут восстанавливать способности человека и давать новые, плохие - лишать их и сдерживать получение новых. Добро носит характер развития, обогащения возможностей, конструктивности, зло - разрушения, деградации. Для развития нужен порядок, логичность, свобода осуществления различных возможностей. Наоборот, нелогичность, противоречивость создают предпосылки для разрушения, зла. Добро - система, которая при своем развитии все более укрепляется, а зло - при логическом развитии приходит к противоречиям и к своей гибели, поэтому оно перекрывает пути для слишком свободного развития.

Если человек добросовестно стремится к осуществлению какой-то цели, возможно, даже плохой, то он вынужден начать ориентироваться в этом мире, накапливать способности к осуществлению различных промежуточных целей, познавать этот мир и истину, в конце концов нацеливаясь на добро. Это следует из полностью добросовестного поведения и достаточной сложности цели. Но, если его цель недостаточно сложна или существуют силы, помогающие осуществить цели с помощью зла, то человек может быть сориентирован на зло. Кроме того, в силу выгодности упрощения, имеется склонность к тому, чтобы не жить слишком глубоко для осуществления какой-то непосредственной цели, тем более на это уйдет много сил. Ситуация, когда зло более выгодно, является неустойчивой и, вообще, зло неустойчиво, так как оно не подразумевает фактическое решение проблем и установление выгодной во всех отношениях обстановки.

Жизнь можно считать игрой, в которой есть правила и которая формулирует какие-то цели. Эта игра - лабиринт, в некоторых местах которого можно получить поощрение и дополнительные способности, а в других - трудности и потерю способностей. Какие-то места трудно доступны, но из них можно двигаться в новые части лабиринта, находящиеся ближе к цели. Они могут быть завалены трудностями, обваливающимися на человека при попытке туда подойти, часть из которых - логичные, правильно ориентирующие человека перед тем, как он прорвется через них, часть – нелогичные. Кто-то ставит эти трудности, чтобы предотвратить опасные направления. Лабиринт может иметь какую-то конечную цель, возможно, имеет выход.

 

Знание

Знание – информация и методы, с помощью которых можно получить ответ на какой-то круг вопросов. Ценность знания определяется способностью отвечать на более широкий круг вопросов и делать это способом, затрачивающим наименьшее количество ресурсов (времени, внимания, памяти).

 

 

 

сентябрь 95

Умный человек

Умный человек – человек, который ищет истину в каждом частном деле, чтобы найти общую истину и ищет общую истину, чтобы найти истину в каждом частном деле.

 

 

придумано в июне 96

Психология

С начала жизни подсознание параллельно сознанию производит оценку ситуации на своем языке образов, который развивается параллельно языку сознания. Он выводится из первичных ощущений приятного и неприятного и безусловных рефлексов, данных человеку с рождения. На основании этой оценки подсознание выделяет или не выделяет силы на какое-то дело и вызывает положительные или отрицательные эмоции. Эта оценка может противоречить логике и быть вредной для человека, причем без какого-то оправдания со стороны физиологии, гармонии или культуры, она может сложиться просто в силу его механизма действия. Тогда человек делает специальные действия, чтобы приучить свое подсознание к полезности чего-либо.  


Более подробно

В подсознании каждому понятию соответствует “±” - оценка ситуации как хорошей или плохой для человека. В зависимости от нее происходит подсознательная реакция организма в ответ на ситуацию. Соответствие ситуаций и “±” формируется как рефлекс в ответ на корреляцию ситуации с другими понятиями, уже ассоциируемых с “±” - базисными и производными. Базисные понятия это чувства и безусловные рефлексы. Так же “±” оценка понятия выводится умозрительно в подсознании на основании ассоциаций, выражения этого понятия через другие, уже имеющие эту оценку. Все это происходит по внутреннему методу и на внутреннем языке подсознания.

Чувства, эмоции, настроения, получающиеся в результате такой работы подсознания важны для человека, так как они влияют на его способность делать дела и составляют существенную сторону его полноценного существования. Но они формируются по внутреннему, фиксированному, в чем-то примитивному механизму. Поэтому, человек, во-первых, следит за их благоприятным состоянии, часто идя на поводу у них в ущерб логике ситуации и, во-вторых, (*) старается так подогнать свои действия, мысли и настроения, чтобы его организм формировал структуры подсознания, благоприятные для поведения, выгодного человеку и не ведущему к противоречиям. Чтобы условия существования были выгодны для него в реальной жизни, нужно повышать организацию, порядок, возможности осуществления целей. Для этого нужно создавать различные средства и знания. То есть для того, чтобы человеку было хорошо, он должен осуществлять цели, которые его организм может не вывести сам как приятные. Для этого он делает эти маневры (*).

Непонятно, имеет ли подсознание способ логического вывода оценок одних понятий из других или оно создает только прямые ассоциации, используя логическое сопоставление, проводимое в сознании.

 

10.3.2000

Религия

Здесь сделана попытка сравнительного анализа философии и образа жизни религиозных, а именно, христианских и следующих непосредственно из жизни (в понимании автора).

Соотношение материального и нематериального способа получения информации

С точки зрения христианства человек должен быть "в Боге", то есть его мыслями и чувствами частично управляет бог. Человек молится, чтобы получить информацию о том, что ему нужно сделать. Его не устраивает, если он сделает что-либо неудачно, например, поедет в какую-нибудь организацию, а там будет закрыто. Это может его устроить, только если был какой-то попутный результат или, то, что он поехал предотвратило его от несчастного случая. Целью молитвы, в результате которой человек хочет получить информацию, является достижение направления мыслей или событий, благоприятных для дела. Такой способ получения информации используется, как правило, если нет материального способа ее получения – по телефону, справочнику, от других людей, из рассуждений. Вообще, считается, что "Бог" направляет поведение людей так, чтобы им было лучше, в том числе, чтобы они создали телефоны, написали справочники и т.д.

Человек с обычной философией тоже признает, что какие-то алгоритмы в духовном мире его поддерживают, и он часто делает своей целью подхват и осуществление спонтанных мыслей, когда они не противоречат логике. Часто это делается, чтобы не портить себе эмоциональную компоненту, связанную с духовным миром и для выбора стабильной цели, неважно какой – для пробы.

Встает вопрос – каково соотношение материального и нематериального способа получения информации. Чтобы решать проблемы на материальном уровне  нужно постоянно вариться в материальной логике – в том числе пробовать, ошибаться, ставить задачу устранить возможность ошибок, создать для этого средства. Для успешного решения этих проблем человек не может постоянно переключаться между материальным и духовным способом получения информации  и формирования событий. Иначе материальная логика не будет четко проявляться и нельзя будет протестировать ее механизмы.

Четкость материальных законов имеет большое значение для приобретения человеком четкого логического, упорядоченного мышления. Например, то, что сила тяжести с большой точностью не меняет направления и что есть твердые материалы, позволяет просто строить дома с ровными стенами и после этого не следить за ними, а заниматься другими делами. То, что предметы сами по себе никуда не телепортируются, делает возможным формирование четких рассуждений и вообще упорядоченных мыслей у человека.

Человек, рождаясь, встает перед материальными проблемами. Решение этих проблем является естественной его задачей и обогащает его.

Религиозный подход отрицает стабильные материальные цели и чисто материальный способ их решения. Считается, что бог направляет человека. В нерелигиозной философии  считается, что, возможно, есть алгоритмы добра, защищающие конструктивные действия человека и  обогащающие  жизнь. Может быть, эти алгоритмы включаются в ответ не на конструктивизм, а на хорошие эмоции или на другие атрибуты. Но человек сам придумывает способы решения проблем, сам начинает осуществлять планы. Затем могут включиться алгоритмы поддержки его действий и развития его способностей, как результат механического отображения его действий человека на духовный мир.

Возможность относительности добра в христианстве

Нерелигиозная позиция следующая. Целью является жизнь -  пространство взаимодействия личностей и реализации целей, развитие хорошего и преодоление плохого. Ее обогащение – увеличение богатства этого пространства, его возможностей, свободы развития. Истина нужна как средство для этой цели – то есть для выживания и для обогащения жизни.

То, что христианство не является истиной, достаточно очевидно. Алгоритмы в духовном мире, которые его защищают, тоже могут оказаться не абсолютным добром для человека, возможно, они лишают его перспектив развития. Христианство утверждает, что в духовном мире есть только силы абсолютного добра и абсолютного зла. С нехристианской точки зрения есть хорошие проявления жизни и плохие, и они могут быть включены в любые алгоритмы духовного мира, в том числе, дающие очень много хорошего, но, лишающие перспектив. В реальной жизни обман строится на чем-то подобном. То, что хорошие проявления жизни могут быть вплетены в порочные цели, можно увидеть  на примере женщин, дающих очарование, считающих это чисто физиологическим уровнем и использующих его в линии поведения, в целом, не ведущей к хорошему.

Христианство, безусловно, дает человеку цельность, здоровье нравственное и, возможно, физическое, он что-то начинает чувствовать – как бы подтверждение того, что это истина. Но необычные ощущения еще не означают истину. Кроме того, христианство, как мировоззрение и способ жизни, является ловушкой. Оно выбивает почву из-под ног, так как отрицает полностью конструктивный способ мышления, предлагает свою оценку всех мыслительных сбоев и ошибок человека, лишая его возможности самотестирования и анализа ситуации. Вместо этого внушается мысль о его греховности и предлагается молиться, чтобы снять ее. Христианством дается законченная система анализа ситуации, никак не связанная с возможным конструктивным устройством духовного мира, а сформулированная в своей терминологии. На все ставится ярлык – хороший, нехороший, угодный богу или не угодный богу. Кроме того, эта система рассуждений абсолютно замкнута, на каждый вопрос есть ответ.

 Религиозный способ мышления держится тысячелетия. К христианству приходили лучшие ученые и интеллигенция России. Но это говорит лишь о силе этой ловушки и не доказывает его истинности.

 Мусор в мыслях

У обычного человека постоянно возникают неправильные побуждения, вредные мысли, неэффективные настроения. Наблюдается затуманенность, неясность мышления. В христианстве человек проходит путь по преодолению этого. Мысли он направляет четко на борьбу с плохим, защиту доброго, правда  в голове его постоянно крутится христианская терминология и мотивация. Кроме того, он молится, полностью фокусируя свое внимание на смысле слов молитвы и анализе своей жизни. Такой решительный и цельный подход дает результаты. Большую роль в этом играет сильнейшая христианская мотивация. Если человек полностью себя отдает этому, то через год или два его мысли и чувства очищаются. Но остается замусоренность мышления и действий человека  христианским образом мыслей, обрядами, постоянными внутренними молитвами, утренними, вечерними, перед едой, после еды, перед и после каждого дела, при подготовке к причастию, в церкви и т.д. Кроме этого – посты. Все это отнимает проценты от процентов эффективности его материальных действий.

 

15.3.2000

Мамины мысли по поводу написанного Костей.

Коротко

Человек - существо духовное и материальное, сотворенное Богом по образу и подобию Его. Для полноценной эффективной творческой жизни он должен жить как духовно (в соединении со своим Творцом), так и материально. Материальное должно жить согласно с духовным.

Религиозная, в том числе, Церковная жизнь не только не осложняет и не обедняет человека, но, наоборот, приводит к расцвету всех его сил и вечному развитию. Другой путь (бездуховный, вне Церкви и Бога) ведет его к деградации, наращиванию зла и противоречий в человеке и мире.

Не нужно забывать, что духовный мир – это не только Творец всего – извечный нетварный Бог, но и сотворенный мир: мир добрых сил – ангелов и мир злых духов – бесов. И те, и другие имеют соотношение с человеком. Поэтому человек должен быть осторожен.

При церковной жизни жизнь у человека становится менее путанной, более ясной, плодотворной, творческой и приводит к расцвету личности.

Верно, что человек должен задумываться, как он поступает: хорошо или плохо. Но эти критерии не он придумывает. Они даны ему его Творцом – Богом.

В тех сообществах, которые живут по заповедям Бога и по благодати очень хорошо.

Многие люди совершают зло потому, что не находят силы сделать по-доброму. А эти силы нам дает Бог, если мы к Нему обращаемся через Таинства Церкви.

Подробно

С точки зрения христианства (православия) человек должен обожиться, то есть принять по благодати (дару Бога) свойства Божественные: любовь, радость, милосердие, благость, разумение, терпение и другие. Его душа должна стать храмом Духа Святаго.

Для того чтобы это стало возможным душу надо очистить от греха. Человек, чтобы слышать волю Бога, должен потрудиться. Очень опасно слышать информацию и всякие слова (можно и, почти обязательно, ошибиться).

Надо разграничить ситуации (1), когда надо обращаться к специалистам (например, как сварить кашу, построить дом и т.д.), пользоваться всеми книгами, человеческим опытом, телефоном, станками и т.д. и (2), когда надо решить с какого дела начать, какому делу посвятить себя, каких друзей выбирать и т.д.

Для Бога, а, следовательно, и с точки зрения христианства не все равно, какую цель выбирает человек.

Когда мы говорим о духовном мире, то надо помнить, что православное мировоззрение таково:

Есть Дух изначальный, всегда бывший и всегда будущий, несотворенный – это Бог – Творец мира.

Тварный – сотворенный Богом мир состоит из духовного мира и материального. Духовный мир – это ангелы (носители добра, так как они не отпали от Бога) и бесы (в прошлом тоже ангелы, но отпавшие от Бога, носители зла - злобы, обмана, убийства, жадности, заносчивости).

Материальный мир -  это природа живая и неживая и человек.

Человек отличается от всей другой материальной природы тем, что в него Бог вдохнул свой Дух. Поэтому душа человека бессмертна и может обожиться – быть подобной Богу по свойствам.

Человек был образом и подобием Бога. Но, отпав от него, сохранил только образ, потеряв подобие. Существенно, что Бог дал человеку разум (что значительно шире, чем логика) и свободу выбора.

Надо стараться восстановить в себе подобие Бога.

В связи с тем, что духовный мир делится на мир добра (Бог и ангелы) и зла (бесы с дьяволом), человек должен задумываться с кем сейчас он имеет связь.

Вопрос о материальном и нематериальном способах получения информации.

Материальный способ – это рассуждение, перенятие опыта (в любом виде – книги, устно и т.д.), основанное на знании законов природы, заложенных Богом при сотворении мира, логических выводах, информации о текущем состоянии объектов, параметров и т.д.

Подводные камни: неполнота и искажение информации, слабость рассуждения, основанная на болезненности ума.

Направление мыслей или событий не всегда можно получить по справочнику – там принципиально другая информация.

Материальный мир живет по законам, заложенным в него Богом, но Бог может вмешиваться в него, как Творец и Промыслитель. Человек живет (душа его, а вслед и тело имеет воздействие от души) по духовным и материальным законам.

И все же он – существо, прежде всего духовное. Когда он забывает об этом, то становится хуже животного.

По-моему лучше делать меньше ошибок и жить осмысленно и творчески, а не вслепую, неразумно.

Четкое логическое мышление может быть достигнуто только при очищении ума, возможном при осознании человеком своего устроения и места в мире и связи со своим Творцом.

Он   рождается, хотя и поврежденный первородным грехом, духовным существом и рождается Творцом для жизни с Ним в этом материальном мире. Решение материальных задач является одной из задач человека.

Добро понятие духовное.

Неверно думать, что человек, забыв о своей духовной природе, лучше разовьет свои способности. Творчество предполагает полноценную жизнь всей природы человека и без его сознательной связи с Богом невозможно.

Возможность относительности добра в христианстве.

Это скоре броуновское движение. В духовном мире не алгоритмы, а Бог, который есть дух. Нам это трудно пока понять, так как наша душа в состоянии сна и болезни, а она есть орган духовный в нас.

Лишение перспектив. Если бы человек имел правильное мировоззрение, то он бы знал, что за перспектива и назначение человека: или расцвет его личности, начинающийся здесь, в этой жизни и вечно продолжающийся (если человек живет с Богом) или всяческое оскудение его как человека и вечные муки.

Ловушка по своему определению лишает свободы, а Бог дал человеку разум и свободу выбора и никогда ее не лишает, хотя и страдает (как любящий) при помрачении разума и неправильном выборе.

Христианство не отрицает ни логики, ни конструктивизма, но это только часть ума.

Греховность человека мешает ему жить в материальном и духовном мире.

Она велика, но милосердие и могущество Бога бесконечны и в Церкви православной человек имеет возможность освобождаться от греха в Таинствах, где присутствует сила Божия.

Нельзя говорить о конструктивном устройстве мира духовного. Бог – личность духовная, имеющая вечную жизнь.

То, что есть различение между добром и  злом не является недостатком, а, наоборот, дает человеку стабильность для жизни.

Мусор.

Ведь у математика – математическая терминология, музыканта – музыкальная и т.д. А человек как существо материальное - знает о своем теле, жилище и т.д., а как духовное - знает о заповедях Божиих. Что касается материального устроения Церкви, то оно совсем несложно, просто непривычно для постороннего или новичка.

Непонятно о каком  христианском мусоре говорит автор.

Последние два предложения хорошо бы просмотреть в связи со всем сказанным. Сам автор свидетельствует об оздоровлении человека, как же это делает деятельность человека менее эффективной?

 

5.06.2000

Модель жизни в терминах контекстов функциональных связей

Отличие жизни от искусственного интеллекта – ставится целью богатство жизни, а не оптимальное по затрате ресурсов достижение цели. Возможно, никакого ограничения ресурсов для бога  нет – все едино, а для человека в данной ситуации есть.

Контекст функциональных связей (кфс)– множество функциональных возможностей системы в данном состоянии. Связь может трактоваться как 1) функциональная возможность, 2) возможность причинно следственной связи, 3) канал взаимодействия частей или внешнего воздействия, 4) энергоинформационный канал. Система – совокупность связей и самих событий. Связь может трактоваться 1) как нейрон, 2) как рефлекс, а кфс – как нейронная сеть.

В жизни большую роль играют также алгоритмы, смысловые структуры – в их терминах описываются чувства человека, например, отличие между гневом и печалью. Эта смысловая структура может передаваться по информационному каналу, вызывая рефлекторное выделение гормонов в человеческом организме. Подобные эффекты не входят в область данной статьи.

Механизмы, связанные с одной связью – 1) создание, 2) разрушение, 3) усиление, 4) ослабление связи. Для ее поддержания может требоваться энергия, или другие условия, работа каких-то связей (*). Связи, обеспечивающие один канал (т.е. связь) могут 1) идти последовательно, 2) дублировать друг друга,  3) идти параллельно – (*).

Механизмы, связанные с одним кфс – 1) создание, 2) разрушение, 3) усиление, 4) ослабление внутренних связей, 5) внутренняя регуляция, оптимизирующая, настраивающая внутренние связи, 6) повышение порядка внутренних связей, образование более дееспособной системы связей, 7) расширение контекста путем возникновения внешних связей с другими системами, 8) сужение, упрощение контекста путем обрубания или ослабления части связей, 9) обрубание возникающих внешних связей, 10) изменение контекста, из-за изменения конфигурации внешних условий, создающих конфигурацию или контекст работы самой системы,   11) наличие внешних управляющих или дирижирующих связей, 12) ослабление этих управляющих воздействий.

Примеры комбинаций этих механизмов: a) 5) ® 6) ® 7) ® 9) из-за 11);

б) 1), 11), 5), 4), 5), 10), 5);

Обособленное существо – обособленный кфс, имеющий больше внутренних связей, чем внешних, имеющий стабильную внутреннюю структуру, может иметь любые внутренние механизмы, типа формировать модель внешнего мира, иметь мыслительный аппарат, чувства, свободу выбора и т.д. Определение личности и бога будут даны ниже.

Механизмы в системе “обособленное существо, внешний кфс- 1) выгодность, невыгодность  контекста или временной комбинации контекстов, 2) адекватность, неадекватность внутренней модели, и действий существа внешней ситуации, выгодность невыгодность этих действий, 3) возможность переключаться с одного контекста на другой, приспособленность к максимальному их количеству, 4) самостоятельная или внешняя смена контекстов.

Примеры комбинации этих механизмов: а) 4) самостоятельная с целью 1) выгодность,

б) 4) внешняя с целью 1) невыгодность с целью 3).

Примеры комбинаций этих механизмов с механизмами, связанных с одним кфс – расширение или изменение внешнего контекста, ведущее к неадекватности внутренней модели.

Механизмы, связанные с системой “человек, единое энергоинформационное поле” – 1) единые сюжетные линии, 2) общее добро, 3) фантомные структуры, не связанные с общим добром, 4) стихийная, бессмысленная работа и управляющее воздействие на людей этого поля.

Примеры: при увеличении внутреннего порядка образуются стойкие внешние энергоинформационные каналы,  противоречащие сюжетным линиям или самому механизму дирижирования, даже если оно в данный момент стихийно, бессмысленно, слом личности путем усиления негативных управляющих воздействий, нарушающих механизмы внутренней регуляции организма. При образовании этих энергоинформационных каналов также могут происходить следующие негативные последствия: подкачка через них фантомных структур, выход через них энергии, накопленной в организме. Если человек смог в мыслях и во взаимодействии с другими людьми остаться стабильным, получив новые знания или при преодолении больших трудностей, то, возможно, при этом механизм стихийного внешнего управления, неблагоприятных сюжетных  линий распутывается и всем становится жить легче, какие-то направления мысли становятся доступны для всех, не вызывая внутренней ломки. Возможно, этим объясняется параллельное открытие одного и того же разными людьми.

При потере связи с этим миром, она может восстанавливаться с помощью цепочки контекстов, связывающих человека с жизнью через стойкие рефлексы или восстанавливающие в нем правильное функционирование внутренней регуляции, логического аппарата и эмоциональной сферы.

В человеке могут сначала открываться какие-то способности – как, возможно, внешние связи с правильным, благоприятным внешним регулированием; он начинает видеть в жизни и пользоваться соответствующими возможностями, ему открываются умозрительно какие-то пути, к которым человек начинает стремиться, затем эти способности закрываются, перестают работать, а он по-прежнему идет к поставленным целям, любыми путями восстанавливая и получая нужные способности, знания, условия.

Если человек не справляется с одной какой-то проблемой и поступает случайным образом, то потом при накоплении таких нерешенных проблем он оказывается неспособным ориентироваться в ситуации, понимать, что ему выгодно, живет под действием случайных факторов.

 

9.06.2000

Системы функциональных связей

В данной статье рассматриваются абстрактные системы, включающие в себя функциональные связи. Рассматриваются процессы, связанные с их изменением и взаимодействием таких систем посредством функциональных связей между ними.

Пусть есть система, включающая в себя набор связей (функциональные связи). Она может включать в себя какие-то объекты, события, которые объединены в единую структуру; возможность их взаимодействия и причинно следственных отношений обусловлена этими связями. Таким образом, поведение системы, ее настройка зависит от топологии (т.е. конфигурации) ее связей и их настройки. Связь может рассматриваться как канал взаимодействия двух объектов A и B. Можно менять их топологию, например, соединить A с C вместо B, ослабить, усилить или вообще прекратить канал взаимодействия. Одна связь может работать как последовательность нескольких связей, например A с B – как A c С и C с B. Несколько связей могут идти параллельно, обеспечивая взаимодействие при прекращении работы любой из них. Так же работа одной связи может зависеть от набора причин или работы других связей (аналогия с транзистором). Система может взаимодействовать с внешним миром, в том числе с другими системами посредством внешних связей. Ее иногда можно разбить на подсистемы, которые могут представлять части системы или различные уровни ее работы. Роль внешней регуляции (управления, идущего через внешние связи) может взять на себя внутренняя подсистема (самоконтроль). Систему или подсистему функциональных связей или условия, в которых она находится можно назвать контекстом функциональных связей.

Определим более сложный вид систем, который назовем самостоятельные системы, как системы, для которых обеспечивается целостность на достаточном промежутке времени. Количество их внешних связей, как правило, меньше количества внутренних, у которых есть целевая функция, внутренняя модель внешнего мира и память. Целевая функция может формулироваться как максимизация или хотя бы поддержание стабильности каких-то параметров системы при внутренних изменениях и внешних воздействиях.

Представим систему, которая является совокупностью самостоятельных систем, соединенных в одну систему посредством системы окружающей среды, которая тоже представляет собой такую же систему со связями, возможно устроенную по простым механическим законам (аналогия с физическим и духовным миром, в совокупности, составляющими такую среду).

Теперь рассмотрим различные механизмы их работы, формулируемые в терминах простейших характеристик функциональных связей.

Пусть система состоит из двух взаимодействующих подсистем - A и B и система A адаптировалась к какому-то виду системы B. Теперь система B изменяется. Тогда система A может быть уже не приспособлена к новым условиям. Она начинает снова адаптироваться. От настройки при каждом состоянии системы B может накапливаться полезная информация, знания, как вести себя в каком контексте, общие знания и настройки, полезные в любом контексте и просто выгода – количество сделанных дел, накопленных денег и т.д. Здесь под контекстом работы системы A понималось, по сути, состояние системы B.

Система A, если это в ее силах, может сама изменять B таким образом и в такой последовательности, чтобы получить максимальную выгоду, - в том числе, получение знаний и отработки механизмов регуляции. Система B, то есть контекст, может также изменяться по внешним причинам. Это изменение бывает как выгодным, так и невыгодным для A, так же оно может производиться другими системами с какими-то целями, – возможно, воспитательными, возможно, самостоятельными.

Существуют следующие виды изменения B: 1) поддержание в B функциональных связей в наиболее выгодном для A виде, 2) поддержание в B паразитных связей, невыгодных A, 3) разрушение или ослабление связей в B, 4) расширение B путем образования связей B с C, 5) сужение B путем нарушения связей с C, 6) просто изменение B (изменение вида деятельности). Напомним, что все эти изменения могут инициироваться как самим A так и извне.